Главная |
История |
Создание |
Жанры |
Фестивали |
Словарь |
Об авторе |
|
---|---|---|---|---|---|---|---|
Кинословарьа..в| г..е| ж..и| к| л..о| п, р| с, т| у..я     Кадр(кинокадр) (франц. cadre, от итал. quadro - рамка) - один из самых многозначных терминов в кино, хотя кажется простым и общепонятным. То, что означает этот термин в общепринятом смысле, по-научному называется фотограммой.    Кадром во время съемок обычно называют фрагмент фильма, снятый непрерывно - от команды режиссера "Начали!" до сигнала "Стоп, снято!". Этот фрагмент может быть коротким или длинным, статичным или динамичным по внутреннему действию либо по поведению камеры, он может быть предварительно организованным или запечатленным спонтанно ("репортажно"). Есть фильмы, целиком состоящие из одного кадра, фильмы, имитирующие однокадровость, фильмы, в которыз длина некоторых кадров не превышает двух фотограмм.     Однако определение кадра, как непрерывно снятого куска фильма, не исчерпывает понимания термина. В игровом кино, добиваясь выразительности действия, снимают один и тот же фрагмент несколько раз, повторяя его точно или с вариациями, и считают это дублями одного кадра. Таким образом, включение и остановка камеры не является определяющей границей кадра. При монтаже можно использовать лишь ту или иную часть непрерывного фрагмента. Кадр снятый и кадр мотажный не совпадают уже по физическим параметрам. Так же не одинаково из восприятие. В контексте фильма кадр подвергается воздействию соседних кадров и общей композиции. При всем многообразии типов и видов кинокадр можно определить как зафиксированный на пленке пространственно-временной континуум, способный полностью или частично войти в целостную композицию фильмав качестве его основной структурной единицы.     Киноведение- наука, изучающая кинематограф как искусство и как средство массовой коммуникации в системе искусств и культуры. Киноведение границит с эстетикой, социологией, психологией. Разделы киноведения - теория кино, история кино, кинокритика, киносоциология. К киноведению присоединяются также и кинопедагогика и кинообразование. Вспомогательные дисциплины - кинобиблиография и фильмография.    История кино изучает зарождение, развитие и структуру кинематографа как социально-культурного явления. Кинематограф - сложный комплекс; это не только фильмопроизводство, но и прокат, кинофикация, кинопромышленность, кинотехника, и все эти области активно влияют на развитие искусства, которое невозможно понять, не обращая внимание на условия создания и существования фильма. Поэтому история кино не может сводиться к истории кинотворчества.     Однако именно история кинотворчества находится в центре внимания историков киноискусства. Они изучают причины, породившие новый вид искусства, условия его становления и развития, закономерности, устанавливают его периодизацию. Существуют написанные разными авторами истории мирового кино, истории национальных кинематографий, истории видов и жанров кино.     Теория кино изучает поэтику и специфику кино в их историческом развитии, фильм как идейно-художественное целое, творческий метод и направления в киноискусстве. Основываясь на материалах и выводах истории кино, теоретики кино исследуют специфические выразительные средства, поэтику и художественность системы фильма, взаимосвязи с другими искусствами и мировой культурой. Разрабатываются теории видов и жанров кино, компонентов фильма - сценария режиссуры, операторского, актерского, декорационного, кинокомпозиторского мастерсва.     Кинокритика на базе теории и истории кино оценивает идейно-художественные качества фильмов, явлений киноискусства и анализирует кинопроцесс. Кинокритика, как и всякая художественная критика, - вид творческой деятельности, в которой раскрывается личность автора, его взгляды на искусство, его мировоззрение, вкусы, его общественная позиция.     Социология кино занимается изучением многообразных проблем, связанных с местом в обществе фильма и кинематографа в целом. Она исследует зрительскую аудиторию, киновосприятие, формирование зрительских потребностей, вкусов, предпочтений, ожиданий, системы ценностей. Социология кино изучает связи киноискусства с его динамичной аудиторией, взаимодействует с историей и с теорией кино.     Библиография - разного рода научно-справочная литература; фильмография - научное описание фильмов и фильмофонда.     Киноклуб- самодеятельное объединение друзей кино, организуемое при клубах общего типа, кинотеатрах, школах, вузах. Деятельность киноклуба - просмотр и обсуждение фильмов, встречи с мастерами кино, критиками и киноведами, участие в кинофестивалях. Задачи киноклуба - эстетическое воспитание его членов, кинопросвещение, выработка художественного вкуса и ориентации в кинорепертуаре.    Кинолетопись(или кинохроника) - фонд документальных киносъемок важнейших событий. Кинолетопись отражает жизнь какой-либо страны в разных аспектах - развитие политики, хозяйства, науки и тезники, культуры и искусства. Материалы кинолетописи широко используются для создания новых документальных, художественных и научно-популярных фильмов.    Киномеханик- специалист по демонстрированию фильмов и технической эксплуатации киноустановок.    КинообразованиеЕсть два типа кинообразования: профессиональное - в высших учебных заведениях, и непрофессиональное - специальные курсы в школах или вузах. Конообразование может быть включено в учебную программу в качестве обязательного предмета или входить в состав программы по литературе или курсов по эстетическому воспитанию. Кинообразование используется как средство воспитания и повышения зрительской культуры, развивает интерес к серьезному кино и эстетическое восприятие киноискусства.    Киноплакат- произведение печатной графики, содержащее информацию о выходящих в прокат фильмах, их отличительных особенностях, актерском составе, авторах. Одна из его главных функций - привлечь внимание к фильму, быть средством культурной пропаганды и кинорекламы. Киноплакаты характеризуются огромным разнообразием художественных средств, применяемых авторами.    Киностудия    Кинофильм как произведение искусства создается на киностудии в результате совместных усилий творческих работников - сценаристов, кинорежиссеров, операторов, актеров, художников, композиторов, звукооператоров - и производственно-технического персонала отделов. Такое сочетание видов деятельности является основной характерной чертой, отличающей киностудию от чисто промышленного предприятия.    Основным творческо-производственным звеном является съемочная группа, руководимая режиссером-постановщиком и директором. На крупных киностудиях при большом объеме производства создаются творческие объединения.     При киностудии имеется художественный совет. Он обсуждает сценарии, просматривает эскизы декораций и костюмов, оценивает отснятый материал, принимает написанную композитором музыку, дает оценку законценному фильму. Сценарный отдел киностудии выполняет работу по сценариям, от заказа их авторам, до окончательной подготовки текста. Актерский отдел обеспечивает подбор актеров для участия в съемках. Отдел подготовки съемок объединяет отделы и мастерские: пошивочный костюмерный, склады реквизита и мебели, пиротехнический цех и оружейный склад, гримерный цех.     Специально оборудованные съемочные павильоны и натурные площадки для съемок под открытым небом являются основными местами производственных работ на киностудии.     Создание фильма на киностудии имеет своей целью полноценное воплощение творческого замысла.     Кинотеатр- здание (или его часть), специально предназначенное для показа кинофильмов. Кинотеатры подразделяются: по виду демонстрирования фильмов - на обычные, широкоэкранные и широкоформатные; по репертуару; по количеству залов и по наличию дополнительных помещений (фойе, кафе и т.д.); по эксплуатационным особенностям - на круглогодичные и сезонные. Все кинотеатры различаются так же по вместительности зрительных залов.    Помещения кинотеатров подразделяются на зрительский и киноаппаратный комплексы и служебно-хозяйственные помещения. Основные требования к кинотеатрам: обеспечение комфортных условий для зрителей, главные из которых - хорошая видимость изображения и слышимость звука.     Кинофикация(лат. facio - делаю) - комплекс мероприятий, обеспечивающих кинообслуживание населения. В обязанности кинофикации входит не только развитие киносети, ее техническое оснащение, обеспечение киноустановок фильмами, но и активная пропагандистская, воспитательная работа со зрителем. В более узком смысле кинофикация - внедрение технических средств кино в научно-исследовательскую и учебную практику, для производственных, рекламных и других целей.    Киноэкспедиция- выезд съемочной группы из киностудии для выполнения творческо-производственных заданий. Киноэкспедиция организуется с целью съемки в условиях естественных интерьеров или натуры. Никакие павильонные усилия режиссера, оператора, художника не заменят съемок подлинной тайги, подлинного океана, настоящих действующих вулканов.    Творческий и производственный успех работы в киноэкспедиции зависит от тщательной ее организации, включающей предварительный выбор места, подготовку и создание условий для киносъемки в соответствии с постановочным проектом фильма, продолжительностью и стоимостью работ. Поэтому от правильной организации киноэкспедиции во многом зависит художественное качество фильмов, повышение эффективности кинопроизводства, самочувствие всех участников съемки.     Комбинированные съемки(англ. combine - соединять) - приемы и методы киносъемки, объединяющие в одном кадре изображения, снятые в разное время или в разном масштабе. Комбинированные съемки значительно расширяют возможности кинематографа. Они широко используются при создании фантастических, приключенческих и сказочных фильмов; позволяют практически осуществить самый сложный авторский замысел.    Костюм    Костюм может точно охарактеризовать эпоху, место действия, социальное положение героя, его характер и даже душевное состояние. Существуют актерские образы, неотделимые от точно подобранного костюма. Немаловажен для определения костюма жанр или стиль фильма. Иногда черты его могут быть определены уже в сценарии. Но главная часть работы здесь возлагается на художника по костюмам. Он создает эскизы в соответствии с общим постановочным решением, а также учитывая то, как костюм будет вписываться в декорации, из какой ткани сшит.    Нередко решить проблему костюма помогают консультанты - историки, этнографы, специалисты военного дела. Во время съемок всю текущую работу над костюмами, их подготовку, хранение осуществляет костюмер, работающий под руководством художника по костюмам. |
|||||||
Евтюшкина Ирина, ВГПУ, 2009 |